Почему при помощи лупы невозможно рассмотреть камбий

Почему при помощи лупы невозможно рассмотреть камбий

Почему при помощи лупы невозможно рассмотреть камбий

Почему при помощи лупы невозможно рассмотреть камбий

Почему при помощи лупы невозможно рассмотреть камбий

Автор/создатель: Языкова М.Ю., Рытов Г.Л., Врубель Е.М.

Учебное пособие подготовлено для студентов специальности "Биология" дневного и вечернего отделения университета и предназначено для изучения курса "Школьный практикум по биологии".

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

5. Зарисовать в тетради клетку кожицы лука. Учитель проверяет рисунки, добиваясь правильного представления о клетке. Ученики отвечают на следующие вопросы: Что видели в микро- скоп, когда рассматривали кожицу лука? Какую форму имеют клетки? Как располагаются клетки: с промежутками или примыкают друг к другу? Чем отделена одна клетка от другой? Что находится внутри клетки? Во сколько раз увеличивает микроскоп? ТЕМА "ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ" Лабораторная работа ”Строение корневых волосков и корневого чехлика” Цель работы: познакомиться с наличием у растений корневого чех- лика и корневых волосков, их расположением и внешним видом. Материалы и оборудование: на каждую парту – ручная лупа, пророст- ки пшеницы в пробирках и промокательных бумажках, проростки пшени- цы, вынутые из почвы или песка, настольные лупы, предметные и покров- ные стекла. Ход работы: 1. Взять промокательную бумагу с проращенными семенами пшеницы, приподнять верхний слой и рассмотреть проросток. Рассматривая проросшие семена, учащиеся наблюдают белый пушок на корнях – корневые волоски. 2. Внимательно рассмотреть в лупу отдельные волоски, обратив вни- мание на вид, форму и размер. 3. Взять пробирку с проростком пшеницы и посмотреть на свет (слой воды является линзой и увеличивает размер). 4. Нарисовать проросток пшеницы и корневые волоски на корнях (ри- сует ученик на доске). 5. Рассмотреть корни пшеницы и сравнить верхушку, середину и ос- нование. Определить, на какой части корня расположены корневые волос- ки. Ученики определяют, имеются ли корневые волоски у основания, на верхушке и чем отличаются корневые волоски от основных. 6. Взять молодые проростки пшеницы и вытянуть из почвы, обратив внимание на то, как частицы почвы отделяются от корня. Почему трудно отделить частицу почвы от корня? Какое значение имеют корневые волос- ки в жизни растения? 7. Приготовить микропрепарат корня и рассмотреть в лупу и микро- скоп корневой чехлик и корневые волоски. Учитель проверяет, все ли уче- ники правильно выполнили задание. 8. Зарисовать препарат в тетради. Учитель проверяет рисунки. 9. Зарисовать проросток пшеницы в тетради с указанием корневых во- лосков и корневого чехлика. 50 Лабораторная работа ”Строение простых и сложных листьев. Листорасположение” Цель работы: научиться распознавать части листа, простые и слож- ные листья, листья с сетчатым, параллельным и дуговым жилкованием. Материалы и оборудование: на каждого ученика – один конверт с на- бором листьев (2 листа с цельной пластинкой, 2 простых листа с расчле- ненной пластинкой, 3 сложных листа); другой конверт – с набором листьев сетчатого, параллельного и дугового жилкования. Ход работы: 1. Вынуть из конверта 1 все листья и отделить простые листья от сложных. 2. Под заголовком "Простые листья" приклеить в тетради 2 – 3 про- стых листа и подписать названия. 3. Под заголовком "Сложные" листья приклеить в тетради 2 – 3 слож- ных листа и подписать названия. 4. Вынуть из конверта 2 все листья и отделить листья однодольных от листьев двудольных (по жилкованию). 5. Под заголовком "Листья с сетчатым жилкованием" приклеить 2 – 3 листа и подписать названия. 6. Под заголовком "Листья с параллельным и дуговым жилкованием" приклеить 2 – 3 листа и подписать названия. 7. Нарисовать простой лист и стрелкой указать его части. 8. Нарисовать сложный лист и указать его части. Учитель вызывает одного ученика, который зачитывает, какие листья прикрепил. Подводя итоги работы, ученики отвечают на следующие во- просы: Из каких частей состоит лист? Чем отличается простой лист от сложного? Какое значение имеют жилки в листе? Какие 3 вида жилкова- ния бывают? Как можно отличить однодольное растение от двудольного? Лабораторная работа “Клеточное строение листа” Цель работы: изучить внутреннее строение листа (мякоти, кожицы). Материалы и оборудование: 2 предметных и покровных стекла, стакан с водой, препаровальные иглы, растения с легко снимающейся кожицей. Ход работы: 1. Приготовить микропрепарат: а) на предметное стекло капнуть 2 капли воды; б) снять кожицу с верхней стороны листа, положить в каплю воды. Ка- кого цвета мякоть листа в месте, где снята кожица? Почему? в) срезать маленький кусочек мякоти, положить в другую каплю воды. 2. Настроить микроскоп. 3. Рассмотреть микропрепарат. 51 4. Сравнить: а) кожицу с мякотью по толщине, б) цвет кожицы и мякоти, какая зеленая, а какая бесцветная? Почему? в) кожицу с мякотью по их расположению в листе; сколько кожиц в листе? г) где расположена мякоть? Учащиеся оформляют результаты в виде таблицы: Признаки Кожица листа Мякоть листа Цвет бесцветная зеленая Прозрачность прозрачная непрозрачная Толщина тонкая толще кожицы Где расположены на верхней и нижней между двумя кожицами поверхности 5. Рассмотреть жилки листа. Где они проходят (внутри мякоти или в кожице листа)? 6. Сделать зарисовку внутреннего строения листа. Лабораторная работа ”Строение стебля дерева” Цель работы: изучить внутреннее строение стебля дерева, научиться правильно распознавать четыре главных слоя стебля: кору, камбий, древе- сину, сердцевину. Материалы и оборудование: для каждого ученика – ветка липы (топо- ля) длиной 8–10 см и диаметром 1 см, скальпель, клей, иголка с ниткой, цветные карандаши. Для учителя – кусок толстого дерева с корой, упругие прутики ивы, образец коллекции "Строение стебля", мочало, отдельный кусок свежей коры липы. Ход работы: 1. На поперечном срезе стебля найти кору, камбий, древесину, сердце- вину. Отметить, чем отличаются эти слои. 2. Сделать продольный разрез стебля через сердцевину и найти эти че- тыре слоя. Отметить, какой из них тоньше и какой толще. 3. Кончиком иглы испытать твердость коры, древесины и сердцевины. Отметить, что из них тверже. 4. Снять кору и пощупать камбий (он прощупывается в виде слизи на внутренней стороне коры и на внешней поверхности древесины). 5. Попробовать сломать, согнуть и растянуть кору и древесину. Какая из них более твердая, но ломкая, а какая – гибкая и упругая? 6. Нарисовать продольный и поперечный срез стебля. Выделить цвет- ными карандашами и стрелками все четыре слоя. 52 7. В тетради приклеить по порядку все четыре слоя стебля и подпи- сать их названия. В конце занятия учащимся предлагается ответить на следующие во- просы: Каково внутреннее строение стебля? Перечислите все его слои по порядку. Чем отличается сердцевина от древесины? Что такое камбий и где он находится? Чем отличается камбий от других слоев стебля? Какой слой из четырех занимает больше всего места в стебле? Какой слой стебля тверже, какой более упругий? Учитель демонстрирует упругость веток с корой и хрупкость древеси- ны без коры, показывает мочала (из луба липы) и корковую пробку. Лабораторная работа “Строение семени фасоли” Цель работы: изучить строение семени фасоли. Материалы и оборудование: на каждую парту – 2 набухших зерна фа- соли, 2 препаровальные иглы, 2 ручные лупы. Ход работы: 1. Рассмотреть и устно описать внешний вид семени фасоли (форма, поверхность, величина). Где расположен рубчик? 2. Взять набухшее семя фасоли и отделить кожуру от зародыша. 3. Прикрепить в тетради снятую кожуру и зародыш (или зарисовать). 4. Взять целиком зародыш, рассмотреть его, найти 2 семяпочки, коре- шок, стебелек, почечку. 5. Показать основные части по схематическому рисунку. Какой вид имеет корешок, почечка, как их отличить? К какому органу зародыша при- крепляются семядоли? 6. В тетради прикрепить (или зарисовать) по отдельности 2 семядоли и остальные 3 части зародыша вместе. Написать их названия. Какой орган зародыша является самым крупным? Почему семядоли толстые и большие? Каково строение зародыша? Лабораторная работа “Строение семени пшеницы” Цель работы: научиться распознавать части семени пшеницы, изу- чить строение семени однодольных растений. Материалы и оборудование: на каждую парту – 2 набухших сухих зерна пшеницы, 2 препаровальные иглы, 2 ручные лупы. Ход работы: 1. Рассмотреть и устно описать внешний вид сухого семени пшени- цы. Рассматривая представленный материал, ученики отвечают на сле- дующие вопросы: Какова поверхность, цвет зерна? Каков размер? 2. Разрезать набухшее целое зерно по бороздке на 2 половины и рас- смотреть в лупу. Найти кожуру, эндосперм, зародыш. Какая часть зерна занимает больше места? Где расположены зародыш и эндосперм? 53 3. Рассмотреть в лупу зародыш, сравнить с рисунком. Найти щиток, корешок, почечку, стебелек. Назвать части зародыша. Где расположен щи- ток? Сколько семядолей у зерна пшеницы? 4. Рассмотреть эндосперм (его твердость, цвет, роль). Какой он по цвету? Что находится в эндосперме? Что получается из эндосперма при размалывании зерна? 5. Рассмотреть кожуру и попробовать снять ее. Удалось ли снять ко- журу? Почему не удается это сделать? 6. Зарисовать в тетради строение семени пшеницы. Записать, из ка- ких органов состоит зародыш. Чем отличается строение семени пшеницы от семени фасоли? Что об- щего в строении этих семян? ТЕМА ”ОРГАНИЗМ И СРЕДА” Лабораторная работа “Рост стебля в толщину” Цель работы: изучить значение камбия в росте стебля в толщину; вы- работать понятия об образовании годичных колец и о влиянии внешних условий на рост стебля. Научиться определять возраст дерева по годичным кольцам. Материалы и оборудование: для каждой парты: иголки, поперечные срезы стеблей сосны диаметром 5 – 10 см и толщиной 2 – 3 см: а) вырос- шей в хороших условиях; б) выросшей в плохих условиях. Для учителя – стебли липы различной толщины, таблица "Строение стебля", цветные мелки. Ход работы: 1. Взять поперечный срез дерева № 1. Найти на нем кору, камбий, сердцевину и древесину. 2. Найти в древесине годичные кольца, сосчитать их и определить возраст данного дерева. 3. Сравнить годичные кольца друг с другом. Одинакова ли их ширина? На какой стороне они шире? Почему? 4. Взять срез дерева № 2 и определить его возраст. 5. Сравнить толщину и возраст стеблей и ширину годичных колец де- ревьев № 1 и № 2. В чем различия? Почему? 6. В каких условиях росли эти деревья? Как влияют внешние условия на рост стебля в толщину? Учитель проверяет задания 1 – 6, беседуя с учениками. Он рассказы- вает о значении камбия в росте стебля и образовании годичных колец, влиянии внешних условий на рост стебля. 54 ТЕМА “ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ” Лабораторная работа “Передвижение по древесине воды и минеральных солей. Сосуды стебля” Цель работы: изучить пути и значение передвижения воды и раство- ренных в ней минеральных солей в стебель. Доказать, что вода с солями движется к листьям по сосудам древесины. Материалы и оборудование: на каждого ученика – скальпель, кусок стебля (был поставлен в чернила), отмытый в воде. Для учителя – побеги комнатных и древесных растений, стоявших в чернилах, таблица "Строение стебля", чернила, нож, поперечные срезы де- ревьев (для закрепления). Ход работы: 1. Скальпелем сделать поперечный срез стебля на 5 мм выше от ниж- него конца. Рассмотреть поперечный срез. Какой слой стебля окрасился в цвет чернил? 2. Чистым скальпелем разрезать стебель вдоль через сердцевину. 3. Сравнить окраску всех 4 слоев стебля (коры, камбия, древесины и сердцевины). Какой из них окрасился в цвет чернил и почему? 4. С одной из половинок стебля снять кору и рассмотреть окраску камбия. Окрасились ли кора и камбий? Почему? 5. Прикрепить в тетради половинку стебля срезом вверх, внизу напи- сать результаты опыта (или зарисовать). По результатам работы ученики делают вывод о том, что вода с мине- ральными солями из корня в листья передвигается только по древесине. Им предлагается ответить на вопросы следующего содержания: Почему в чернила окрасилась только древесина? Какие вещества передви- гаются в живых деревьях по стеблю из корня в листья? По какому слою стебля передвигаются эти вещества из корня? Как можно это доказать? Почему может жить дерево с дуплом без сердцевины? Учитель рассказы- вает о сосудах стебля, о значении и причинах передвижения воды с мине- ральными солями по стеблю. Лабораторная работа “Клубень и луковица” Цель работы: изучить строение клубня картофеля и луковицы лука. Научиться распознавать в клубне и луковице признаки стебля; выработать понятие о луковице и клубне как о подземных побегах, о значении запас- ных веществ в них. Материалы и оборудование: для каждого ученика – чуть проросший клубень картофеля с заметными почками в глазках, луковица лука, скаль- пель, клей, йод. 55 Для учителя - крупная луковица лука и клубень картофеля с белыми ростками, побег дерева, корнеплоды, плоды, корневище, таблицы "Под- земные побеги". Ход работы. Задание № 1. 1. Рассмотреть клубень картофеля и найти на нем боковые и верху- шечные глазки. Сколько глазков? Что находится в глазках? 2. Разрезать клубень картофеля и найти его кожицу и мякоть. Есть ли семена внутри клубня? Можно ли назвать его плодом? 3. Капнуть каплю йода на мякоть. В какой цвет она окрашивается? Почему? Какое вещество накапливается в клубне? 4. Сравните клубень с побегом дерева. Что у них общего? По результатам задания № 1 проводится беседа: Каким органом явля- ется клубень картофеля? Как это доказать? Какие признаки стебля имеются у клубня? Какое значение имеет клубень в жизни растений? Для чего чело- век использует клубни картофеля? Почему нельзя считать клубень плодом или корнем? Откуда и как в клубне накапливается запасной крахмал? Задание № 2 1. Прочитать в учебнике о луковице. Разрезать луковицу и найти все ее части, описанные в учебнике. 2. Пользуясь рисунком, найти донце, сухие и мясистые чешуи и почки. 3. Cравнить луковицу с побегом дерева. Что у них общего? 4. Нарисовать рядом 3 вида подземных побегов (корневище, клубень и луковицу в разрезе). Почки на них выделить зеленым карандашом, сте- бель - синим. На всех рисунках показать стрелкой почки, стебель, видоиз- мененные листья. Для закрепления задания № 2 учитель предлагает распознать и назвать подземные побеги (корневище, клубень, луковица) среди корнеплодов, корней, плодов, веток с листьями и без них. Лабораторная работа “Отложение запасных питательных веществ. Корневище” Цель работы: сформировать понятие о корневище как о подземном побеге и научиться отличать корневище от других органов растения. Обобщить и уточнить знания о запасных органических веществах и местах их отложения. Материалы и оборудование: на каждого ученика – лупа, куски корне- вища пырея или крапивы (заготовить с осени, хранить в ящике с землей в подвале, за 3 –7 дней до урока держать в воде или влажном песке, перед уроком вымыть и проветрить). Для учителя – корнеплоды моркови или свеклы, побеги дерева с поч- ками и листьями, гербарии растений с корневищами, листья и корни рас- тений, таблицы "Подземные побеги". 56 Ход работы: 1. Рассмотреть и описать (устно) внешний вид, цвет, форму, толщину корневища. 2. Найти верхушечную почку, боковые почки, чешуевидные листочки, корни. Сколько всего почек? 3. Какие признаки стебля имеет корневище? 4. Зарисовать в тетради корневище, выделить зеленым цветом почки. Написать название почек. 5. Прикрепить на плотный лист бумаги корневище и стрелкой указать его почки. В заключение ученикам предлагается ответить на следующие вопро- сы: Какие признаки стебля имеются у корневища? Что общего у корневи- ща и побега? Почему корневище называют подземным побегом? Что вы- растет из почек корневища? Чем питаются молодые растения, вырастаю- щие из почек? Как бороться с такими сорняками? ТЕМА "РАЗМНОЖЕНИЕ" Лабораторно-практическая работа ”Вегетативное размножение цветковых растений“ Цель работы: научиться размножать комнатные растения стеблевыми черенками, вырастить комнатные растения, изучить другие способы веге- тативного размножения. Материалы и оборудование: для каждого ученика – побег комнатного растения, горшок или банка с отверстием на дне, стеклянная банка, скаль- пель, бумага, газета, клей. Для учителя – земля (2/3 чернозема + 1/3 песка) в ящике, древесный уголь или галька в отдельных ведрах, компостные рас- тения с большим количеством легко укореняющихся молодых побегов (крапива, бегония, пеларгония, традесканция, бальзамин), укоренившиеся черенки комнатных растений и смородины в воде или почве. Ход работы: 1. Приготовить посуду: на дно горшка положить камешки, насыпать в горшок влажный песок на 2/3 глубины, а затем землю, сделать пальцем уг- лубление. 2. Срезать от верхушки побега данного комнатного растения черенок с 3 – 10 листьями. Длина черенка 10 –12 см. 3. Подготовить черенок для посадки: оставить верхушечную почку и 2 – 3 верхних листа, остальные удалить, не повреждая стебель и почку. 4. Посадить черенок наклонно в углубление в почве так, чтобы верх- няя половина черенка оставалась над землей, а нижняя – в земле. 5. Уплотнить землю вокруг посадочного черенка. 6. Измерить высоту посаженного черенка от поверхности земли до верхушечной почки. Сколько листочков осталось? 7. Приготовить этикетку: на кусочке бумаги (6х4 см) простым каран- дашом аккуратно написать название черенка растения, высоту над землей в см, количество листьев (3), когда посадили. Наклеить на горшок. 57 8. Полить, покрыть черенок стаканом и поставить в светлое теплое ме- сто. Поливать через день. Наблюдать за ростом. Беседа: Как нужно подготовить посуду с землей для черенков? Как под- готовить и посадить черенок? Почему удалили лишние листья? Почему не все листья удалили? Почему оставили верхушечную почку? Зачем покрыли стаканом? Для чего поставили в светлое теплое место? Какие условия необ- ходимы для укоренения? Как называется такой способ размножения? Лабораторная работа “Строение плодника и тычинки. Соцветие” Цель работы: углубить и закрепить понятие о строении цветка, плод- ника, тычинки в нем, научиться распознавать их. Материалы и оборудование: для каждого ученика – крупный цветок львиного зева, примулы, петунии, душистого табака (живые или консерви- рованные в формалине), препаровальные иглы, лезвие безопасной бритвы, цветные карандаши. Ход работы: 1. Рассмотреть цветок, найти в нем все части: чашечку, венчик, ты- чинки, плодник. Определить количество этих частей. 2. Осторожно удалить плодник и все тычинки и положить их на бума- гу (не терять, не ломать). Найти у плодника 3 части: завязь – нижнее утол- щение, столбик - тонкая часть и рыльце – верхняя часть. 3. разрезать завязь пополам и отыскать с помощью лупы маленькие крупинки – семяпочки (из них образуются семена). Выделить семяпочки из завязи с помощью булавки. Сколько семяпочек в завязи? 4. Нарисовать плодник в увеличенном виде, подписать его основные части. 5. Рассмотреть одну тычинку и найти у нее 2 части: пыльник (верх- ний мешочек) и нить (тонкая нижняя часть). 6. С помощью иголки на бумаге раскрыть пыльник. Рассмотреть при помощи лупы мелкую пыльцу (жесткие крупинки). 7. Нарисовать тычинку, подписать основные части. 8. Устно описать тычинку и плодник (цвет, форма, величина, внеш- ний вид). Для закрепления пройденного материала проводится беседа с учащи- мися, в ходе которой они отвечают на следующие вопросы: Из каких час- тей состоит плодник? Что находится внутри завязи? Из каких частей со- стоит тычинка? Что находится внутри пыльника? Чем отличается плодник от тычинки? 58 ТЕМА “РОСТ И РАЗВИТИЕ” Лабораторная работа “Прорастание семян” Цель работы: изучить прорастание семян и их изменения при прорас- тании. Сформировать понятие о питании проростка запасными органиче- скими веществами. Материалы и оборудование: на каждую парту – банка с проращивае- мыми семенами, клей, палочки для клея, бритва, ножницы, 6 набухших се- мян однодольных и двудольных, горсть сухих семян пшеницы, 2 листа промокательной бумаги. Ход работы: 1. Рассмотреть и сравнить проросток и набухшее семя фасоли. Что происходит с семядолями при росте проростка? 2. Рассмотреть набухшее семя пшеницы. Какой орган зародыша трога- ется первым? 3. Взять 3 семени пшеницы: сухое, слегка проросшее (набухшее) и с большим проростком, разрезать и сравнить у них эндосперм. Как изменя- ется эндосперм при прорастании семени, почему? 4. Прикрепить в тетради 3 семени пшеницы: сухое, начавшее прорас- тать и с большим проростком и под каждым из них написать, как изменя- ется у них зародыш и эндосперм. Рассматривая наглядный материал, учащиеся видят, что в начавшем прорастать семени увеличился зародыш, выросли корни, эндосперм стал жидким. Затем из зародыша вырос проросток, эндосперм уменьшился (се- мя с большим проростком). Ученики делают вывод о том, что при прорас- тании семени зародыш превращается в проросток, а эндосперм расходует- ся на питание проростка. В конце занятия проводится обсуждение результатов под руково- дством учителя. Ученики отвечают на следующие вопросы: Что вы узнали, рассматривая проросток фасоли? Из какой части семени вырастает пророс- ток? Из каких органов зародыша образуется корень, стебель, листья проро- стка? Что происходит с семядолями? Почему они уменьшились? Почему проросток увеличивается и растет? Чем питается проросток у двудольных? Что вы узнали, сравнивая прорастающие семена пшеницы? Что происхо- дит с зародышем и эндоспермом при прорастании? Почему к концу про- растания исчезает эндосперм? Почему в начале прорастания эндосперм становится жидким? Чем питается проросток однодольных и как можно это доказать? 59

© 2005-2017 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"

Главная | Каталог | Избранное | Порталы | Библиотеки ВУЗов | Отзывы | Новости | | Рекламодателям | Контакты | Карта сайта


Источник: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/880/29880/13109?p_page=6
X


“-5-10 Почему при помощи лупы невозможно рассмотреть камбий